Под лежачий камень вода не потечёт!

     В начале этой зимы, во время тренировки я случайно встретился в Токаревском лесу с В.М. Мыльниковым. Его внешний вид сначала удивил меня (в руках пила, за поясом топорик)? Правда, потом выяснилось, что Михалыч подрядился проводить зимний Чемпионат Москвы на маркированной трассе и уже давно приступил к его подготовке. Разговорились о проблемах маркировки. Слово за слово, и в результате незатейливого разговора получилась интересная беседа, итогом которой стало это интервью и мое безоговорочное согласие на его предложение поучаствовать в подготовке и проведении этих соревнований.

Н.К. Что ты думаешь о маркировке и её перспективах?

В.М. На мой взгляд, перспективы очень хорошие, и не понимать это может только человек, который не видит дальше собственного носа. И вот почему. Ни для кого нет секрета в том, что ни сегодня, так завтра, ориентирование всё-таки станет Олимпийским видом. Мы просто обречены на это. Шансов на включение в Олимпийскую программу больше всего, конечно, у зимнего ориентирования. Это обусловлено рядом объективных причин и жёсткими требованиями МОК, одним из которых, безусловно, является зрелищность (наличие зрителей, телевидения, рекламы и т.д.). На сегодняшний день в своём арсенале ИОФ может предложить в обойму зимней программы только ориентирование в заданном направлении (спринт, классика, эстафета), ну и последний писк - "One man relay". И всё. Как там "карта ляжет" одному Богу известно! Разговор не об этом. А почему бы нам, т.е. ФСО России, не предложить, в качестве альтернативного варианта, например, спринт на маркированной трассе со штрафными кругами. Да, дорогие мои! Есть оказывается такой вид в нашем зимнем ориентировании, только он, почему-то незаслуженно забыт. За основу нанесения КП берется, к примеру, электромеханический способ оценки, который в свое время придумал и внедрил нижегородец Аскольд Домбровский. (Для нанесения КП используется эталонная карта, находящаяся на ПО, а количество штрафных кругов высвечивается на электронном табло). А теперь давайте пофантазируем. Зимний стадион, (зрители, судьи, реклама, телевидение) огромная карта, огромное электронное табло. Участники поочередно преодолевают по маркировке трассу в несколько кругов. Ошибка - пожалуйте на штрафной круг. Эмоции, азарт, борьба! Ну, скажите на милость, разве это плохо? И все это наше родное, российского так сказать производства. Это МЫ придумали этот удивительный вид, больше того утвердили и внедрили в жизнь.

Н.К. Раз так, в чем собственно сама проблема?

В.М. А проблема, самая, что ни на есть обыкновенная. Откройте календарь ФСО России и посчитайте, сколько у нас стартов на маркированной трассе? Особенно узаконенных спринтов и эстафет. И все сразу становится на свои места. Дело в том, что вся наша система проведения соревнований строится по вертикальному принципу. В программу зимних Международных соревнований входит сейчас только заданное направление. Поэтому все наши отборочные и официальные старты строятся по такому же принципу. И это правильно, никуда от этого не денешься. Но речь сейчас не об этом. Мы сейчас имеем на руках очень хорошую козырную карту. У нас есть свой национальный вид зимнего ориентирования. Это маркировка во всех ее проявлениях. Умные шведы придумали "One man relay". Ну и что? Видали мы этих шведов! Мы тоже "не лаптем щи хлебаем". У нас тоже много интересных предложений. Взять, к примеру, систему проведения зимнего заданного направления, предложенного Володей Головым из Сыктывкара. Или тот же спринт на маркировке со штрафными кругами. Но шведы, в отличие от нас который год пробивают свой "One man relay" на международный уровень. И вот помяните мое слово, когда включат ориентирование в программу зимних Олимпиад, они будут тут как тут, причем с кучей аргументов, в свою пользу конечно. Поймите меня правильно, речь здесь идет уже немножко в другой плоскости, а именно в отстаивании своих национальных интересов на Международном уровне. Примеров не дальновидного отношения к этому делу предостаточно. Вспомните, хотя бы чем закончилась история со старинной русской игрой "ЛАПТА"? А тем, что стала наша лапта спортом N1 в США под красивым названием "Бейсбол". А ведь наши предки играли в эту чудную игру когда, Штатов, как государства, и в помине не было. Похожая история с "русским хоккеем", некоторыми видами национальной борьбы и другими видами. Я вовсе не призываю к шовинизму и не являюсь национал-патриотом. Просто очень не хочется, что бы в этой истории с маркировкой не получилось как в той народной пословице: "Что имеем не храним, а потерявши - плачем." Сейчас, когда наши позиции в зимнем ориентировании достигли определенных показателей на Международной арене, причем добытые кровью и потом нашими спортсменами, упускать такой благоприятный момент, было бы стратегической ошибкой с нашей стороны. Называйте это как угодно, лоббирование, культивирование, промоушн и т.д., но отстоять свой национальный вид - эта наша прямая обязанность.

Н.К. Ну хорошо, а что конкретно ты можешь предложить по внедрению маркировки на Международный уровень?

В.М. Шатать надо! Шучу, конечно. Ну а если говорить серьёзно, то, как говорила моя бабушка: "Кто не стучит, тому не открывают". Сейчас, с нашей стороны, должна быть самая настоящая атака на международную общественность. И не кавалерийским наскоком, а четкой и продуманной программой действий. В этой связи, имело бы смысл комитету по развитию при ФСО России, организовать специальную группу энтузиастов этого дела, которым бы была поручена конкретная задача по внедрению маркировки или одного из ее направлений (взять тот же спринт со штрафными кругами) на Международную арену. Для начала хорошо бы "застолбить" за собой право на этот вид, в виде патента и какого-то Международного сертификата. Затем, наверное, должен быть составлен план работы со всеми вытекающими последствиями (цели, задачи, сроки исполнений). В качестве прецедента было бы неплохо опубликовать проблемную статью в средствах массовой информации ИОФ, включая Интернет. Слава Богу, материалов у нас на эту тему предостаточно, начиная с истории развития маркировки в нашей стране (статистика, протоколы и т.п.) до последнего времени. Потом, имело бы смысл провести установочный семинар, с привлечением специалистов по этому делу, включается тех же иностранцев, целью которого бы явилось создание методических рекомендаций проведения того или иного вида маркировки, при чем с учетом последних достижений. После это было бы целесообразно попытаться "пробить" тот же спринт, как показательный вид, на каких-нибудь Международных соревнованиях. И так далее. И начинать это, надо было делать уже вчера. Что касается лично меня, то по мере сил и возможностей я готов, в какой-то степени посодействовать этому делу.

Н.К. А каким требованиям, на твой взгляд, должна соответствовать маркировка на современном этапе.

В.М. Это вопрос риторический и однозначного ответа на него сейчас нет. Дело в том, что изучение проблем маркировки по ряду причин, в последнее время, как-то незаметно ушло на второй план. Серьезных наработок и предложений по форме и содержанию, давно уже не поступало и не обсуждалось, ну разве что по совершенствованию отметки КП. Поэтому в своих пожеланиях я могу аппелировать только своей субъективной точкой зрения и моим личным опытом. Во-первых, я глубоко убежден в том, что соревнования на маркированной трассе желательно все-таки проводить под классический ход и с нарезкой лыжни. Таким образом, мы сохраняем для ориентирования "классику" как вид лыжного спорта со всеми его прелестями. А это, прежде всего владение техникой классических лыжных ходов, премудрости смазки, особенности тактической подготовки спортсмена и т.д. Посмотрите, что у нас получается. Юные спортсмены в 12-13 лет, во время выступлений на соревнованиях, начинают, извините меня, "корячиться" на лыжне, изображая, таким образом, подобие конькового хода, имея при этом минимальное представление о технике попеременных ходов. Все подъёмы после этого разбиты под "ёлочку". Хотя общеизвестно, что если человеку изначально грамотно поставлена эта техника, он потом может ходить на лыжах как угодно, хоть задом наперед. Я утрирую, конечно. Но распылился я по этому поводу не в укор нашим детским тренерам, а как специалист, который 5 лет со всем пристрастием изучал это дело на кафедре лыжного спорта. Возьмите, к примеру, хотя бы чистых лыжников. Они-то вовремя одумались и пересмотрели свое отношение к эйфории конькового хода, оставив при этом "классику", причем как отдельную дисциплину. Вы только представьте себе, когда дистанцию на маркированной трассе спортсмен грациозно проходит классическим ходом, по пересеченной местности. Спуски, подъемы. Красота! И трудозатраты при этом намного меньше. Что касается планирования дистанций, то на сегодня это вопрос так же остается открытый. Очевидно одно, что те времена, когда от старта до финиша спортсмена старались как можно больше "задурить", безвозвратно канули. На мой опять же личный взгляд, соревнования на маркировке должны проходить более динамично. Другими словами, спортсмену должны ставиться задачи таким образом, что бы он на перегоне, сохраняя темп и скорость, контролировал себя 3-4 раза, ну а в районе КП, соответственно, немного "почесал репу". Что касается технических приемов и особенностей планировки (т.е. "прелестей маркира"), то они, как ни странно, давно выдуманы. Просто их немного подзабыли, или давно не листали методические пособия наших корифеев. Увы! К сожалению других-то пока нет.

Н.К. Ну тогда что, на твой взгляд, мешает воплотить эту идею с маркировкой в реальную жизнь.

В.М. Ответ на этот немудреный вопрос давно известен каждому из нас. Просто мы не хотим сами себе признаться в этом. Это, прежде всего наше Российское разгильдяйство и самая обыкновенная лень.

Беседу провел Николай Крылов, Москва

P.S.Это интервью было написано еще до Нового года, и сейчас утверждена дата проведения Чемпионата г. Москвы на маркированной трассе - 17 февраля 2002 года, г. Дзержинский, начальник дистанций Мыльников В.М.

Приглашаем всех желающих!