Впечатления о книге Тани Рябкиной


Все спортивные книжки волей-неволей сравниваются с книгами серии «Звезды мирового спорта», сколь популярными среди спортсменов, столь и трудно доставаемыми в семидесятые годы. Прочитав взахлеб очередную брошюрку про Снелла или Райана, хотелось тут же бежать, бежать, бежать, тренироваться, чтобы лететь от победы к победе. В полной мере этим качеством – звать в лес чтобы попытаться ощутить самому упоение стремительным ориентированием – обладает Танина книжка. Меня, как практикующего тренера, книжка подвигла на придумку пары-тройки прежде нами не использовавшихся упражнений. И вот этот побуждающий творить, выдумывать, пробовать мотив – самое главное положительное качество книги. Кроме того, безусловно, каждому ориентировщику интересно чуть-чуть заглянуть во внутренний мир одной из сильнейших спортсменок мира, поучиться ее серьезности, настойчивости, скрупулезности. Короче говоря, спасибо Таня, что ты так много помнишь о соревнованиях, своих ощущениях и не стесняешься рассказывать о них вполне читабельно.

Ну и, конечно, о некоторых недоумениях и несогласиях.

Возвращаясь к теме «Звезд мирового спорта», вспоминаю, что однажды дал почитать любимую книгу троюродному брату, человеку от спорта далекому. Он ее очень скоро вернул, со словами: «Там же только перечисление мест соревнований да результаты – чего там читать-то!». В рассматриваемой книжке есть много чего кроме этого, но тенденция создать довольно узкоспециальную литературу имеет место. И дело не только и не столько в возможном отсутствии интереса со стороны неориентировщиков, а в том, что хотелось бы увидеть жизнь элитного спортсмена шире, чем только анализ соревнований и тренировок – больше увидеть человека – его внеспортивные интересы, что он ест, как общается с друзьями и коллегами, тренерами, учится ли, как организует быт, как одевается, какую музыку предпочитает, и.т.д. Я думаю, в нынешнем виде книга может вызвать вредное заблуждение у начинающих спортсменов – то, что ориентирование это вся жизнь (в данном случае Тани Переляевой), в то время как, даже всерьез мечтая о достижениях, нельзя полностью уходить из мира – ведь есть и семья, и друзья, и искусство, и наука, и природа. И только находясь в некоторой гармонии с ними можно стать чемпионом.

Другое воспоминание. Когда-то к у нас в спортшколе прошла встреча с великим Йоргеном Мортенссоном. И на вопрос, какие сложности он испытал, переходя из юношеского спорта во взрослый, Йорген ответил примерно следующее: «В шестнадцать лет я начал тренироваться со взрослыми членами нашего клуба и через полгода их всех победил». Вот и все проблемы. Примерно так и тут, только четырнадцатилетняя девочка пришла к В.В., как чуть ли ни на следующей странице девчонке шестнадцати лет доверяют бежать с российскими двадцатилетними звездами – Тереховой и Морозовой в ответственнейшей эстафете на юниорском мире (при том, что поделившая победу Е.Кузнецова куда-то таинственно исчезает). Понятно, что речь идет о супердаровании, ну так и объясните читателю, милейший В.В., в чем оно, на Ваш взгляд, состояло и состоит, а не ссылайтесь на Божий дар, что выглядит несколько лукаво, ведь, как Вы говорите, достижения Тани принадлежат России и помогают другим спортсменам. Создается ощущение, что эта книжка (как части «Звездных войн», где эпизоды выпускаются вперемешку) только одна-две главы из середины настоящей большой книги про Танин путь в спорте, и где мы сможем побольше узнать о детско-юношеских годах становления, о взрослом спорте и многом другом важном.

Как говорится в американской поговорке, кошку можно ободрать с разных сторон. И здесь, несмотря на большое число подготовленных элитных спортсменов путь, хотелось бы подчеркнуть, что методы и взгляды ВВ. не единственныо возможный путь к вершинам мастерства. Я полагаю, например, что далеко не всегда тренеру следует влезать в каждую мозговую извилинку и в каждый извив души как в ходе дистанции так и вне ее. Так же как, скажем, необязательно отказываться от мясной пищи.

И, наконец, совершенно излишней кажется мне включение в книгу рекламы Ориент-Шоу. На мой взгляд, оно имеет такое же отношение к настоящему ориентированию как бег с олимпийским факелом к бегу на 10 000 метров. Понятно, если бы авторы свое писание про марлевые лабиринты и дистанции протяженностью несколько секунд относили бы потенциальным спонсорам, а нам-то чего голову морочить. Ничего неподготовленный зритель не поймет (как пытаются уверить авторы), глядя на мечущихся между призмами спортсменов, в сущности лесного спорта, как не понять сущности шахмат, глядя на покуривающего у клетчатой доски шахматиста.


Дорогие фрязинцы, пишите еще, а то мне мой тренер С.Н.Крылов завещал до пенсии не писать о своей работе. Издавайте у Стальича, тем более чего ни пиши, у него, все равно, конфетка получится. За Вами Ваш талант и талант издателя!


26.02.2006 Константин Волков, Санкт-Петербург